Дикий, дикий райцентр
Фотоистория о жизни ковбоя из города Шуи
Шуя
— маленький городок в Ивановской области. Откуда бы там взяться
американским ковбоям? Но есть, есть… Роман Елизаренков заболел темой
Дикого Запада более десяти лет назад, а дальше пошло по накатанной:
купил лошадь, дом стал похож на музей, и даже появилась своя группа,
играющая музыку в стиле кантри. Профессия у Романа тоже довольно редкая:
он ювелир. Попав к Роману домой, забываешь о том, что находишься в
российской провинции, — создается впечатление, что попал в Техас!

Ковбойская эпоха началась в США в конце XIX века (примерно с 1865 года) и
длилась чуть больше двадцати лет — до тех пор, пока не отпала
необходимость перегонять стада из Техаса. И хотя изначально ковбои были
простыми пастухами, их образы романтизированы кинематографом 30-х годов
XX века. Смелые парни в широкополых шляпах, скачущие верхом в бескрайних
прериях — и по сей день они находят своих почитателей и подражателей.

Ковбойская культура — часть американского прошлого. И хотя в США еще
можно встретить людей, искренне преданных старым традициям, сегодня, по
большому счету, ковбойство — это зов души, а не необходимость. Мало кто
перегоняет стада, однако любителей верховой езды, вестернов, необычной
одежды и музыки кантри хватает. Из сельских тружеников ковбои
превратились в довольно колоритную субкультуру.

Роман Елизаренков считает ковбойскую культуру неотъемлемой частью своей
жизни. Практически все в его доме до мелочей проникнуто духом Дикого
Запада.

Квартира, похожая на декорации к фильму, бесчисленные пары настоящих
ковбойских сапог и шляп, бультерьер и даже лошадь Дженни-Попрошайка, на
которой Роман ездит в соответствии с ковбойской традицией — в
специальном седле.

Ко всему прочему Роман является идейным вдохновителем музыкальной кантри-группы Bad White Band.

По признанию Романа, ковбойской темой он заболел еще в те времена, когда
«рубился в садике в ковбоев». Во взрослом возрасте пришло увлечение
музыкой и желание углубиться в тему.

«Американцы мне часто говорят, что я не в той стране родился, — говорит Елизаренков, — да и самому мне жалко, что живу не там».

«Начиналось все с музыки, фильмов и поиска атрибутики. И когда у меня
уже накопилась довольно внушительная коллекция, подумал — как же так, я
ни разу не сидел в седле. Так у меня появилась своя лошадь и увлечение
вестерн-райдингом — это особый стиль езды. Там же, на конюшне, я
познакомился с музыкантами, и мы организовали свою кантри-группу».

Роман не одинок в своем увлечении. Его поддерживают любимая девушка Наталья и дочь Ксюша.

Есть и другие поклонники ковбойского стиля в России и за рубежом. По
словам Романа, встречаются они нечасто, так как разбросаны по стране, но
уж если это происходит, встреча превращается в настоящий праздник.

«Вообще ковбои — это нечто большее, чем просто увлечение. Это уже образ
жизни. Внутри сообщества все подчинено законам жанра, даже свадьба
проходит в ковбойском стиле. Я знаю, что есть люди, увлекающиеся
реконструкцией, для которых предметом интереса может быть все что
угодно — от ковбоев до Бородино. Но как-то так получилось, что мы верны
лишь одному направлению. Мы одиночки, аутсайдеры, сумасшедшие».

«В моем городе нас всего двое, кому интересна эта тема — я и Андрей,
который на трещотках у нас в группе играет. Ну, а настоящие сапоги и
шляпы так вообще, пожалуй, только у нас во всей области. Конечно,
существует куча всяких стилизаций и подделок, но это все не то».

Роман считает, что увлечение реконструкциями не должно переходить
определенные рамки, мешая окружающим: «Я думаю, что люди в ковбойских
шляпах и чапсах в общественном транспорте неуместны и смешны. Я могу и
обычную одежду носить — это ничего не меняет. Дух ковбоя всегда во мне».

Роман работает ювелиром в мастерской.

В числе прочих Елизаренков выполняет работы по собственным эскизам.
Говорит, что профессию для него некогда выбрали родители-художники.

И хотя своей творческой работе Роман большого значения не придает,
называя ее всего лишь «заработком на хлеб», это не мешает ему выполнять и
масштабные проекты. Так, например, панно из часовых деталей участвовало
в нескольких выставках, в том числе и за рубежом.

Путь ковбоя, по мнению жителя Шуи, — это свобода, дух приключений, определенные правила поведения, любовь к природе и животным.

«Ну и лошади, разумеется. Что за ковбой без лошади? Быть ковбоем — это
иметь определенную смелость и не бояться, что окружающие тебя не так
поймут или косо посмотрят».