«Жена да убоится мужа своего»
В последние годы все чаще высказывается мнение о необходимости возврата к исконным русским ценностям, важное место в шкале которых занимает так называемая традиционная семья. Розовы из Ярославля — как раз такая ячейка общества: живут по Домострою, тоскуют по царской России и увлекаются реконструкцией (воссозданием быта былых времен).

Семья как социальный институт — «ячейка общества» — всегда имела особую
ценность для государства, а в дореволюционной России была еще и
неразрывно связана с православной церковью.
В былые времена именно церковь определяла духовные и
морально-нравственные ценности, а семья представляла собой уменьшенную
модель религиозного культа, где муж олицетворял собой Бога. Жене
предписывалось почитать мужа и занимать подчиненное положение, а мужу
надлежало покровительствовать жене. Основой семьи не могли быть чувства
супругов друг к другу, непременно должно было присутствовать
объединяющее начало — богопочитание.
В современном мире ценности меняются, и у людей есть возможность
самостоятельно выбирать жизненные ориентиры. Равноправие между мужчиной и
женщиной стало нормой, а религиозные основы семейных отношений почти
вытеснились советскими традициями. Лишь в немногих семьях жена
сознательно соглашается с подчиненным положением, которое предписывает
во всем уступать мужу, обращаться к нему на «вы». Семья Розовых из
Ярославля — яркий пример возвращения семейного уклада такого типа.

Церковные ритуалы в жизни Алины, Сергея и их четырех дочерей играют едва
ли не главную роль. Алина увлекается шитьем старинных нарядов и
принимает участие в игровых балах, внося в наше время эстетику старины.
Создается иллюзия перемещения в далекое прошлое — в те времена, когда
царя полагали наместником Бога и танцевали вальсы в усадьбах. В наши дни
многие увлекаются реконструкцией, но для семьи Розовых это не просто
дань моде, а глубокая ностальгия по красоте прошлых веков, по
непоколебимым устоям царских времен и церковных традиций. И, конечно,
проявление патриотизма.

Алина и Сергей женаты уже 15 лет. Сергей — казачий атаман Ярославской
области, Алина большую часть времени проводит дома, занимаясь детьми,
домашними делами и шитьем нарядов.

У пары четыре дочери, старшей 14 лет, а младшей — три года. Их зовут Ульяна, Евфросинья, Мелания и Дарья.

Дети ходят в школу, где большое внимание уделяется богословию. Десятилетняя Фрося без запинки может назвать все значения цветов иконы.
Помимо стандартных школьных предметов девочки обучаются всему тому, что
положено благородным девицам: пению, шитью, игре на фортепьяно.

Одно из увлечений семьи — балы и культура прошлого. По словам Алины, она всегда восхищалась красотой традиций царской России, нарядами дам и утонченным этикетом балов.
«Платье, где каждая деталь сделана вручную, — совсем не то же самое, что
сегодняшние однотипные фабричные наряды, которые принято считать
модными. Нет в этом красоты, нет в этом женщины», — говорит Алина.

Алина своими руками шьет платья для себя и дочерей, не отказывает и другим поклонникам эстетики прошлого.

Балы сегодня стали довольно распространенным развлечением. В попытках возродить ушедшие традиции, «бальники» регулярно собираются в старинных усадьбах по всей России и называют свои встречи «приемами». Различаются эти мероприятия воссоздаваемой эпохой и масштабами. Информацию о них легко найти в сети.
Алина говорит, что ради крупных балов они выезжали в Москву и Петербург.
В балах принимают участие всей семьей, даже для самой маленькой дочки
есть соответствующие наряды.

Однако «прекрасное прошлое», воссозданное Алиной, находит выражение не только во время мероприятий. В обычной жизни семья тоже старается по возможности красиво одеваться, да и дом их обставлен с отсылкой к старине.
Многие предметы современные, однако в тяжелых гобеленах, пышных скатертях и витиеватых ножках мебели угадывается ностальгия по безвозвратно ушедшей эпохе.
Больше всего семье по сердцу именно царская Россия. На стенах дома и в
машине — портреты Николая II и Александры Федоровны. Они признаны
святыми мучениками, и семья Розовых чтит их жертву.
По словам Сергея, есть предположение, что и в роду Розовых были мученики. Точно известно, что прадед Сергея был священником, которому удалось избежать репрессий. Поэтому приход в православное христианство для Сергея — естественный процесс.
Розов говорит, что семья отражает общество в целом, поэтому если семья теряет свои традиции, это отражается и в более широких сферах.
Глава семьи сожалеет о позабытом сегодня домострое, который, хоть и
устарел по форме, остается, по его мнению, основой основ с точки зрения
морали.
«Страна — это та же семья. Если теряются ценности в семье, то и на более
высоком уровне происходит то же самое. Об этом говорится в „Домострое“.
И хотя с точки зрения каких-то бытовых вещей он уже не так актуален,
главное, что он показывает вертикаль власти и доминирование традиционных
ценностей. Он прекрасно рассказывает о функциях мужа, жены и детей.
Если Евангелие дает установки, то „Домострой“ говорит об их применении:
„Чти отца своего и матерь свою, и благо тебе будет — проживешь долго“», —
разъясняет Розов.
«Да убоится жена мужа своего», — цитирует Сергей, имея в виду то, что женщине надлежит почитать и уважать супруга, слушаться его. Детям же и вовсе не пристало перечить старшим.
На вопрос «Что такое семья» даже младшие дочери без запинки отвечают: «Семья — это маленький храм».
«Семья — это не только способ служения, но и кусочек благодати, счастья.
„Счастье“ происходит от слова „часть“. Мы все стремимся к блаженству.
Блаженство — полнота, часть которой присутствует на земле (полностью
блаженным быть невозможно). Эта часть — семья, через нее можно быть
приближенным к богу. Маленький ребенок — это ангелочек, образ божий.
Раньше всегда было много детей в семье, ведь маленький ребенок
облагораживает семью. Ангелочек, находящийся рядом с нами, хорошо влияет
и на окружающих», — говорит Сергей.
Сергей — патриот. Будучи атаманом казачьего общества, говорит о патриотизме как о сознательно выбранной форме служения Богу.
«Мир не меняется, он такой же, как был 2000 лет, 3000 лет назад.
Меняется только внешнее (телефоны и прочие удобства). Традиционные
ценности идут от православия. Православие является выражением этих
традиционных ценностей. Их нельзя забывать».
«Это заложено где-то на уровне подсознания. Только здесь я чувствую себя
как дома — в родной стране, со своим укладом и менталитетом. Мне есть с
чем сравнивать, я побывал во многих странах Европы и Азии. И хотя мы с
семьей выезжаем за границу на время отдыха, жить — только здесь, только в
России!»
